Возраст: 23
Город: Белгород
Имя: Вера
Вопрос:
Здравствуйте!
Моему сыночку два года. Он развит по возрасту, общительный, веселый ребенок. Некоторое время назад от начал опротестовывать все мои просьбы и предложения, ранее не вызывавшие у него негативных реакций и выполняемые с радостью (к примеру, чищение зубов, купание, складывание игрушек). Сын перестал соглашаться играть в игры, которые я предлагаю, а сам с той же игрой приходит ко мне через некоторое время. Все мои просьбы, уговоры, объяснения, наказания, обсуждения моих чувств, вызываемых у меня его поведением, наталкиваются на непослушание. Если я предлагаю ему договориться, он соглашается, но свою часть договора все равно не выполняет. Слушается других родственников он тоже плохо, но воспринимает их слова не с таким протестом, как мои. Если куда-либо иду без малыша, а после возвращения домой подходу с ним поздороваться, он со словами «пока» или «брысь» отталкивает меня. В чем может быть причина такого поведения? Как мне правильно себя вести, чтобы не развивать в ребенке эгоизм и неспособность идти на уступки, в то же время не стимулируя в нем излишнюю покорность и не угнетая его индивидуальность?
Ответ психолога:
Вера, добрый день. Вы достаточно четко сформулировали вопросы, которые беспокоят Вас, и это очень хорошо. Попробуем найти ответы по порядку.
Вы пытаетесь понять вероятную причину упрямства, протеста и негативизма, характерных для малыша с недавних пор. Из признаков, которые Вы описали, следует, что Вы и Ваш ребенок вступаете в кризисный этап, который характеризуется изменениями в поведении и развитии ребенка. Этот этап – абсолютно нормальный, каждый ребенок рано или поздно его проходит. До недавнего времени желания ребенка были прочно (практически неразрывно) связаны с Вашими, ведь он еще не осознавал собственных желаний, мог лишь ощущать комфорт или дискомфорт. В этом возрасте малыш, по сути, является продолжением матери, поэтому схема «мама говорит – ребенок делает» работала до недавних пор идеально. Но именно сейчас, в кризисный период у малыша развивается независимость и самостоятельность, появляются собственные желания и потребности, которые могут отличаться от Ваших. Малыш в этот период занимается активным изучением окружающего мира, детей, взрослых, начинает осознавать грани дозволенного и недозволенного, определяет свои собственные возможности. Когда кризис завершается успешно, в результате малыш может самостоятельно справиться со многими вещами, понимает, что можно, а чего нельзя, может адекватно выразить свои желания и чувства (к примеру, если к него отбирают игрушку говорит: «Это моя машинка. Отдай, пожалуйста», а не идет громить песочницу и обижать других детей, выражая так собственное негодование).
Я отметила, что Вы относитесь к желаниям своего сына с пониманием и уважением, уделяете ему много сил и времени, стараетесь растить его, как говорят «по уму», что само по себе хорошо. Однако, кажется, Вы воспринимаете малыша, как маленького взрослого. Как только детки начинают разговаривать, многим родителям кажется, что самое время с энтузиазмом логически объяснять, что можно, а чего нельзя, ребенку приходится постоянно что-то выбирать и нести за себя ответственность. То есть ребенок, который раньше был относительно свободным, теперь получает массу предложений, просьб, постоянно находится в ситуации выбора и несет ответственность за свое поведение, а иногда и за поведение взрослых («Больше так не могу! Ты меся окончательно замучил!»). Важно понимать, для этого возраста актуально не провоцировать и стимулировать в ребенке умение выбирать и быть самостоятельным, а создавать все условия, чтобы эти способности у него развивались.
Теперь мы подошли ко второму вопросу: как быть и как себя вести. Мне, в данной ситуации, особенно важным кажется следующее:
1. Полезно задать малышу четкие границы безопасности, в которых он сможет свободно действовать, проявлять самостоятельность и экспериментировать, не вредя самому себе. Я говорю не только о физических границах, а о психологических границах в том числе. Мальчик должен осознавать, что можно, чего нельзя, что произойдет, если он нарушит границы и почему не нарушать их – лучше. Важно, чтобы каждый запрет дополнялся альтернативным разрешением, например как: нельзя обижать кошку, можно ее кормить, расчесывать, гладить. Нельзя скакать на кресле, можно на батуте, на полу, на улице.
2. Требования, которые Вы предъявляете сыну должны быть разумны (учитывайте его реальные возможности, но не свои текущие желания), постоянным и едиными (у Вас и у других членов семьи). Если Вы хотите, чтобы ребенок убирал игрушки, их нужно убирать при Вас, при бабушке с дедушкой, при папе, после гостей, в дождь, и даже в тех случаях, когда Вы устали и Вам абсолютно все равно, убраны они или нет. Выдвигая такие требования, Вы должны четко следить за их выполнением. Если мальчик не хочет слушаться в приказном порядке («Мой руки» или «Убирай игрушки сейчас же»), можно для начала делать все это вместе (взяв сына за ручку, сложить игрушки с ним вместе, вымыть руки, пользуясь каждый своим мылом), правила на то и правила, чтобы быть едиными для всех.
3. Полезно выработать и придерживаться четко определенного распорядка дня. Нужно, чтобы ребенок знал: он найдет свою одежду возле кроватки, проснувшись утром, после чего он почистит зубы, умоется, покушает, поиграет, потом пойдет гулять и т.п.
4. Убедитесь, что Вы поддерживаете и вознаграждаете у мальчика желательный тип поведения, а не искореняете нежелательный всеми силами и наказываете его. Помните, с Вас и Ваших действий малыш берет пример.
5. Пусть ребенок ощутит свою успешность и самостоятельность. Позволяйте ему периодически самостоятельно выбирать, как и какими игрушками ему играться, если он сам себя развлекает и не нуждается в посторонней помощи. Будьте терпеливы, когда он сам ест суп, даже если он уже вес облился, сам одевает штаны и застегивает кофту. Не зависимо от результата, хвалите его за приложенные усилия. Так малыш расширит свои возможности и обретет веру в собственные силы.
6. Малыш изучает Вас, как и весь окружающий мир, - об этом важно помнить. Он может надеяться получить от Вас желаемое и избежать не желаемого при помощи своих криков и капризов. Важно проявить терпение и следить за своими реакциями.
В этом ответе я описала все в общих чертах, вероятно, Вы можете пожелать узнать об одном из пунктов более детально. В таком случае, стоит обсудить все с психологом. Со своей стороны я предлагаю Вам записаться на онлайн-консультацию, в ходе которой мы подробно все обсудим, учитывая Ваши возможности.
Желаю успехов,
Семейный и детский психолог,
Татьяна.