Методические пособия для психолога: особенности дистанционного обучения

Методические пособия для психолога: особенности дистанционного обучения

Любая совершенная форма проведения обучения, включая дистанционное, требует создания психологически эффективной базы знаний, без которой невозможно рассуждать о качестве учебной деятельности. Существует ряд особенностей человеческого мозга и психики, которые нужно учитывать при грамотной разработке учебно-методических средств образования. Чтобы педагог всегда помнил о них, существуют специальные методические пособия для психологов и педагогов, где подробно расписаны особенности дистанционного образования. Данная статья представляет собой краткое пособие для психологов, которые имеют дело с данным видом обучения.

Краткие методические пособия для психологов: самое важное!

Вот особенности человеческой психики, которые необходимо учитывать при грамотной разработке системы дистанционного образования:

  • Человеческие органы чувств ограничены в своей возможности реагировать на информационные сигналы, следовательно, они воспринимают лишь дозированное количество материалов из окружающего пространства, и если материалов много, то мозг испытывает информационное перенасыщение (перегрузку);
  • Человек воспринимает и познает мир с учётом того, что он ожидает воспринять, поэтому его сознание в большей степени реагирует на новое и неожиданное;
  • "Эффект технического перенасыщения". Заключается он в следующем: человек не способен без варьирования выполнять разные однообразные задания на протяжении непродолжительного времени, поэтому иногда незаметно для себя он меняет задачу, которую решает.

Учет обозначенных выше особенностей способствует повышению уровня принятия информации и полного овладения  учебным материалом учащимися в системе дистанционного образования.

 

В. Демкин выделяет ряд психологических принципов и тезисов, которые влияют на качество  и эффективность дистанционного обучения. Он обращает особое внимание на нужность детального и эффективного планирования учебного процесса, его организации, четкой и ясной постановки цели и задач обучения - студенты должны понимать смысл предложенных курсов. Автор отмечает, что эффективность учебного процесса обучаемых также во многом зависит от состава материала, который должен соответствовать их уровню образования и «перекликаться» с их профессиональными и личными интересами.

О готовности студента к самостоятельной работе

Психологи, занимающиеся изучением особенностей дистанционного образования, также акцентируют внимание на такой важной особенности, как способность студента самостоятельно работать с различной информацией. Известно, что самостоятельная работа в системе дистанционного обучения является основным элементом учебного процесса. Осуществлению самостоятельной деятельности могут мешать такие психологические проблемы, как отсутствие необходимого опыта самостоятельной работы, недостаточная волевая внутренняя регуляция, влияние групповых установок и т.п.

Выделяют следующие уровни готовности студента к самостоятельной работе:

  • Высокий, когда преобладает профессиональный, познавательный мотив обучения;
  • Промежуточный мотив, когда есть разные мотивы, актуализированы различными проблемами;
  • Низкий, когда преобладает внешний мотив: необходимость сдать зачет или экзамен.

Разные по своему содержанию мотивы по-разному влияют на реальное качество учебного процесса. Опытный педагог, даже не используя методические пособия для психологов, чаще всего распознает эти мотивы, даже если общение со студентом происходит дистанционно, и может мягко скорректировать их, направив внимание обучаемого, например, на пользу курсов для его профессиональной деятельности. Однако делать это необходимо крайне осторожно, поскольку самоорганизация и самодисциплина являются одной из побочных целей дистанционного обучения.

Рекомендуем лучшие дистанционные курсы для психологов
Консультирование по темам клиентских проблем. Программа № 2