Дочь-тинэйджер думает о самоубийстве

Город: Москва
Имя: Ирина
Возраст: 40
 
Вопрос:
Здравствуйте. Классная руководительница моей дочери показала мне вот это, написанное моей дочерью, стихотворение. Как нужно на него реагировать? Могут ли быть какие-либо опасные последствия?
 
Ее манили крыши многоэтажек,
Готова ли упасть?
Нет мыслей о Боге,
Одинаково далек и ад.
Как черно-белая короткометражка
В голове пролетает вся жизнь,
Родные и знакомые со своими упреками,
Ее персональный, уже привычный ад.
И снова манящая пропасть под ее ногами,
Как просто сделать шаг…
Но вспомнила о детстве,
Тонкая нить жизни тянулась, обвивая ее.
Ведь она была счастлива,
Тогда, когда-то, где-то там.
Это робкое прощание с жизнью не стоит того.
Стук сердца, пульс крови в артериях,
Улыбнувшись, сквозь слезы,
Она пятится назад –
Туда, где – уверенна – жила и живет
И все это не зря.

Помогите, пожалуйста, отыскать ответ.
 
Ответ психолога:
Ирина, добрый день.
Это стихотворение, действительно, дает повод насторожиться. Вы сделали важный и правильный шаг, решив обратиться за помощью.
 
Мы видим, что, с одной стороны, в стихотворении все заканчивается благополучно: персонаж в последнюю минуту все же открывает для себя причину жить дальше. Это хорошо и является поводом предсказывать благоприятный исход: значит, у девушки есть силы выйти из подросткового возраста без лишних потерь. Но не стоит, с другой стороны, забывать о том, что переходный возраст – кризисный, и это замечание очень важно. Для того чтобы прожить его (как и любой другой кризис) требуется колоссальное напряжение сил, так как в это время полностью изменяется отношение к миру, к тому, что в нем происходит, и к тому, как со всем этим теперь быть дальше. Когда же такому кризису сопутствуют непонимание со сверстниками и в семье (о которых пишет девушка), то это может вызвать подобные суицидные настроения.
Исходя из написанного в стихотворении, могу предложить Вам сразу несколько направлений для действий.
 
Во-первых, аккуратно и ненавязчиво, уважая чувства и мысли Вашего ребенка, попробуйте выяснить, что задевает ее при общении с окружающими, что делает ее жизнь «адом». Если стихотворение дала Вам учительница, а не сама дочь, лучше не ссылаться на него при разговоре (это может вызвать у девочки недоверие к учителю и людям в целом). Можно начать разговор с откровенного и искреннего осуждения собственных чувств, это покажет Вашей дочери хороший пример, доказывая, что обсуждать чувства – можно. Можно начать так: «Я понимаю, что сейчас у тебя сложный период в жизни, и я сильно волнуюсь за тебя…».
Поразмышляйте, что Вы вкладываете в эту ситуацию, чем можете помочь, что поменять к лучшему. Возможно, нужно попытаться найти другие способы, как выражать свои чувства и мысли, во избежание столь болезненных реакций на них дочери. Полезно было бы поговорить с учительницей дочери, спросить, как у девушки дела в школе, складывается ли у нее общение с другими подростками и преподавателями, чем она занята на переменках.
Выяснить, что не так, и максимально поддержать ребенка – вот главная задача этого направления.
 
Во-вторых, попытайтесь сделать связь, которая не позволяет девушке сделать шаг за черту, максимально крепкой и прочной. Полезно вспоминать, что хорошего произошло в прошлом, вместе планировать хорошие события на будущее, обращать внимание дочери на то хорошее, что сейчас наполняет ее жизнь и есть в ней самой. Насколько есть возможность, подарите девушке новые впечатления (совместные развлечения, исполнение давно планируемых мероприятий и т.п.). Важно, чтобы она ощутила Вашу любовь и поняла: Вы будете любить ее, вне зависимости от ее действий и поступков. Главная цель этого направления – максимально возможное количество положительных связей с жизнью.
 
Понятно, что этот ответ достаточно обобщенный, ведь информации полученной из Вашего вопроса слишком мало, а возникающих вопросов, наоборот, слишком много. Существует также вероятность, что этот стих девушка писала с желанием оказать поддержку одной из своих подруг или же находясь под впечатлением от прочитанной книги или увиденного фильма. Тинэйджеры – чувствительны и впечатлительны. Связь между персонажем стихотворения и Вашей дочерью не является несомненной. Здесь важно понимание, случались ли до этого иные ситуации, вызывающие беспокойство, в каком настроении Ваша дочь находилась в последнее время, под влиянием каких событий было написано стихотворение, а также множество других деталей, которые и могут выясниться в процессе общения с психологом.
 
Лично я предлагаю Вам и Вашей дочери необходимую психологическую помощь при очной встрече. Совместно с Вами мы выясним, как дать девушке необходимую поддержку и как правильно выразить ваше беспокойство. С девушкой мы выясним истоки ее ощущения «ада», откроем новые ориентиры в жизни и связи с миром, поработаем над повышением уровня стрессоустойчивости, найдем способы самостоятельного регулирования своего настроения и управления своими эмоциями.
 
С уважением, детский и семейный психолог Татьяна.