Детские забавы

Город: Подольск
Имя: Анна
Возраст: 30 лет
Вопрос:
Добрый день! У меня есть четырехлетняя дочка. Непоседлива, но в меру, самый обыкновенный ребенок без явных проблем, по возрасту развита. Но есть один нюанс, который меня очень беспокоит: когда мы играемся дома куклами и другими игрушками, она практически все время пытается найти какие-либо ленточки, завязки и веревки, которыми накрепко перевязывает игрушкам руки, шеи, ноги и лапы. Еще один вариант игры: она привязывает игрушки к своей кроватке, и они потом еще долго висят в позе распятых. Девочка очень сосредотачивается на процессе привязывания, делает это очень крепко. Или же игрушки упаковываются плотно в какие-то баночки, коробочки, шкатулочки, а мои попытки их вытащить вызывают бурю протеста. Мне неясно, нужно ли обращать внимание на такие ее забавы. Может быть, за этим что-то стоит? Возможно, что-то не удовлетворяет ее. Все мои расспросы, зачем она так поступает, остаются без определенного ответа. Дочь говорит, мол, руки не слушаются ее, сами связывая кукол. Буду благодарна за Ваш ответ. 
 
Ответ психолога:
Здравствуйте, Анна. Вы подняли очень интересную тему, попытаемся понять, что к чему. На основании информации, которую Вы описали в вопросе, у меня возникают следующие идеи.


Первое. Чтобы лучше оценить картину, понаблюдайте, в каком настроении Ваша девочка пребывает значительную часть времени. Проявляет ли они жизнерадостность либо подавленность? Готова ли общаться либо замывается в себе? Стоит обратить внимание на любые проявления агрессии ребенка по отношению родственников и других детей. Умеет ли девочка постоять за себя? Есть ли с ее стороны попытки разрешения конфликтов в не агрессивном ключе (например, поделиться, поменяться, попросить), либо ребенок сразу лезет в драку и начинает капризничать? В случаях, когда ребенок предпочитает силовые методы решения возникающих конфликтов, то это повод обратить внимание на его эмоциональное напряжение, а также избыток агрессии (которая может находить выход, косвенно проявляясь в описанных играх со связыванием). Возможно, это также свидетельствует о том, что девочка просто не умеет решать конфликты без агрессии. В обоих вариантах лично проконсультировавшись у психолога, Вы извлекли бы из такой беседы много пользы для себя я своей дочери.


Второе. Случается, что непоседливость интеллектуально развитого и подвижного ребенка (которая вписывается в рамки нормы для данного возраста), ставится ему в вину близкими взрослыми: воспитателями, родителями, бабушками и т.д. Это может стимулировать появление у ребенка чувство стыда (которое вполне может возникнуть в четырехлетнем возрасте). А механизмы, которые отвечают за способность самоконтроля, еще недостаточно сформированы в этом возрасте. Таким образом, ребенку стыдно, а исправить он еще ничего не способен, потому как не «дозрел» до этого физически. По этой причине, возможно, девочка переносит свое желание оставаться в рамках требуемого в свою игру. Плотно запакованные и крепко связанные игрушки неспособны шалить и гневить взрослых. Того же желает и ребенок.
В этой ситуации стоит ограничить требования взрослых и в дальнейшем соотносить их с возможностями девочки. Пользу так же принесет поощрение самостоятельности и произвольности ребенка. Например, можно доверить девочке определенные бытовые дела, такие как: сервировка стола, поливка цветов, мытье посуды в отдельном тазике с мамой и т.д. Таким образом, уверенность ребенка в способности по необходимости себя контролировать укрепится.


Третье. Подобный сюжет игры, Ваша дочка вполне могла позаимствовать из увиденного по телевизору, в садике или услышанного в сказке. В таком случае, проблема скоро разрешится сама собой. С Вашей помощью можно скорректировать сценарий игры, например, если Вы предложите девочке пожалеть, спасти и вылечить игрушки. Важно Ваше активное участие в игре совместно с дочерью, чтобы Вы показали ребенку пример, как спасти и как пожалеть. Таким образом, акценты будут расставлены на положительных сторонах сюжета (спасение, доброта, забота). К тому же, полезно провести время в совместных играх, которые детям дошкольного возраста очень важны.
В своем ответе я указала только несколько возможных причин такого поведения ребенка и способы, как решить проблему. Только в ходе личного общения с ребенком и родителями, наблюдения за их совместной игрой, психолог сможет прийти к более обширным и правильным выводам. В любом случае, если Вас что-либо в поведении ребенка тревожит длительное время, а мой ответ не предоставил Вам необходимой информации, полезно обратиться за личной консультацией к психологу.


Всего доброго Вашей дочери и Вам.
Семейный и детский психолог,
Татьяна.