Как отличить профессионального психолога от дилетанта?

Как отличить профессионального психолога от дилетанта?

Итак, Вы приняли решение обратиться к психологу за консультацией. И столкнулись с проблемой – предложений немало, но как выбрать психолога, который работает грамотно и действительно способен помочь? Не секрет, что дилетантов даже больше, чем профессионалов, и нет никакого желания отдавать деньги за курс консультаций просто так, не получив по его окончании желаемого результата.

Так как же отличить профессионала от «плохого» психолога?

Обратите внимание на следующие признаки плохой работы психолога:

Психолог говорит, что Вы не правы

В соответствии с этикой работы психолога, недопустимо делать выводы о том, «кто прав, а кто виноват». Психолог не является мудрецом, знающим жизнь лучше, чем Вы, поэтому не может оценивать Вашу позицию как верную или неверную. Один из основных принципов работы профессионального психолога – безоценочность.

Психолог навешивает Вам чувство вины: «Ну что же Вы? Зачем же Вы так поступили?» или даже «Вам не стыдно?»

Задавая подобные вопросы, человек взывает к Вашей совести, пытается вызвать у Вас чувство вины. Одна из целей работы психолога-консультанта – помочь Вам проработать имеющееся чувство вины, а не создать новое (только не путайте вину с ответственностью). Это грубейшая ошибка в работе, которая выдаст Вам в лице психолога дилетанта.

Психолог дает советы

Еще одним пунктом этики в работе квалифицированного психолога является то, что он не может давать советов. Совет – это всего лишь мнение. Одному определенный совет подойдет, а другому нет, поскольку мы все разные. Давая советы, человек, представляющийся психологом, ставит себя выше Вас, косвенно давая понять, что он «знает жизнь лучше». Поэтому если психолог дает Вам советы о том, как поступить в определенной ситуации и что делать, бегите от него подальше.

Психолог не обращает внимания на Ваши актуальные потребности (как физиологические, так и психологические)

Ваши актуальные потребности – важнейшая информация и то, что способно сделать вашу общую работу с психологом эффективной или же бесполезной. Например, если Вы хотите в туалет или Вам холодно, то Вы попросту не сможете сосредоточиться на обсуждаемой теме. Так же дело обстоит и с актуальными психологическими потребностями: Вы можете хотеть обсудить что-то подробнее или перейти к более важной на сегодняшний день теме. Если психолог категорично настаивает на своем собственном способе работы или не обращает внимания на Ваше дискомфортное состояние, то стоит задуматься, зачем Вам нужна работа с таким психологом, который думает о Ваших потребностях гораздо меньше, чем о своих.

На протяжении нескольких встреч психолог не делает ничего, кроме задавания вопросов

Очень важное умение психолога – задавать правильные вопросы. Вопросы, которые помогают выяснить суть проблемы, навести клиента на важные мысли и открытия. Но если психолог только этим и занимается, что задает Вам вопросы, то в определенный момент, когда от вопросов необходимо уже переходить к реальным действиям, такой человек вряд ли сможет Вам помочь. А ведь и вопросы-то нужны ради этих самых дальнейших действий – действий по решению конкретной проблемы.

Психолог предлагает техники, не объясняя, как они связаны с решением Вашей проблемы

Новички и дилетанты используют этот метод, когда не знают, как помочь клиенту. Они просто дают разные техники. Вроде бы клиент работает, что-то делает. Но над тем ли он работает, что надо ему? Если психолог не может четко ответить на вопрос, зачем нужна та или иная техника, то вывода можно сделать два:

1)      техника не нужна (тогда психолог ввел ее просто для того, чтобы занять Вас чем-нибудь во время консультации)

2)      у психолога есть трудности с объяснением (тогда как он сможет помочь Вам, если не способен толком что-либо разъяснить?)

В общем-то, оба варианта неутешительны, поэтому нам, людям здравомыслящим, они не подходят.

Психолог предсказывает будущее

Классические фразы, произносимые дилетантом уверенно: «Знаю я, чем все это для Вас кончится», «У Вас это не получится», «Даже если Вы очень постараетесь, то он не согласится». На чем основаны эти утверждения? Может быть, психолог обладает экстрасенсорными способностями или просто «знает жизнь»? Или будем реалистами и скажем, что профессионал не может этого утверждать, потому что не знает наверняка, на 100%?

Зачастую мне приходится работать с людьми, у которых наблюдается эта ошибка мышления – предсказывание будущего (она так и называется). И каждый раз, получая задание проверить это утверждение, человек приходит на следующее занятие с круглыми глазами и говорит: «Вы знаете, а я ведь был уверен, что будет иначе…». А если учесть, что среди клиентов нередко встречаются и сами психологи (у которых в жизни эта ошибка тоже бывает), то можно сделать вывод о том, что предсказывание будущего психологом тоже неверно. Здесь он ничем не отличается от других людей. Ошибка же может стоить для Вас очень дорого, особенно если дело касается личной жизни и Вашего счастья.

Психолог обещает Вам добиться того, что находится вне зоны Вашего влияния (влюбить в себя человека, через работу с Вами избавить мужа от зависимости, получить повышение по работе и т.п.)

Термин «в зоне Вашего влияния» означает что-то, что зависит только от Вас. Если что-то зависит не только от Вас, но и от других людей или обстоятельств, то Вы можете сказать: «Это не в зоне моего влияния». Например, в зоне Вашего влияние такие вещи как повышение уверенности в себе, приобретение новых навыков и умений, изменение отношения к ситуации, изменение стереотипов своего поведения. Все это способно повлиять также на близких и значимых Вам людей. Способно, и чаще всего так и происходит. Но не всегда это случается, потому что есть вторая сторона со своими мотивами и целями.

Поэтому если Вы ставите цель «стать увереннее», то она находится в зоне Вашего влияния, именно Вы определяете, добьетесь этого или нет. Если же цель ставится как «заставить его бросить пить», «получить повышение», «изменить отношение близкого человека ко мне», то такая цель лишь отчасти связана с Вашими действиями, поэтому гарантировать ее реализацию психолог не имеет права. Если он грамотный специалист, то предложит Вам переформулировать цель так, чтобы она была в зоне Вашего влияния.

Психолог прерывает Вас и не дает выговориться

Имея значительный опыт личной терапии, могу сказать с позиции клиента, насколько это важно – выговориться. В моем прошлом также был поиск хорошего психолога для проработки собственных трудностей (для всех психологов это обязательно). От работы с одним из психологов мне пришлось отказаться именно потому, что он не давал возможности выговориться, когда мне это было действительно нужно, и я заявляла о своем желании. Но и когда некоторое, совсем короткое время мне давали говорить, я не чувствовала от этого удовлетворения, поскольку не получала от психолога искреннего внимания к моим словам.

Психолог обещает Вам результат за n-нное количество встреч

В работе психолога не может быть таких конкретных сроков проработки той или иной проблемы. Длительность процесса решения проблемы зависит от многих факторов: от скорости подачи материала психологом, от скорости усвоения материала клиентом, от выполнения или невыполнения клиентом домашних заданий, от его желания решить проблемы быстрее и т.п. Но даже если психолог опытен и разобрался в том, насколько быстро работает его клиент, невозможно установить конкретное число дней или часов, за которое удастся разрешить проблему. Это связано с тем, что психика – очень непростое явление, она не поддается точным измерениям, слишком много индивидуального в психологии каждого отдельного человека. Поэтому стабильный результат за определенное количество встреч Вам пообещает только дилетант.

Признаков дилетанта очень много, существенно больше, чем охватывает эта статья. Эти признаки, на мой взгляд, являются основными, и можно смело ориентироваться на них при выборе своего психолога. А в остальном – полагайтесь на здравый смысл и логику.

Успехов Вам в работе с Вашим психологом!

Психолог Мария Минакова.

Рекомендуем лучшие дистанционные курсы для психологов
Консультирование по темам клиентских проблем. Программа № 2